Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год (1-4 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новорогачинская
средняя школа»

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Директор школы
Денисов М.И.
Протокол№1
от“30.08.2024”

СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
Шкарина О.А.
Протокол№1
от“30.08.2024”

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год

Новый Рогачик
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Новорогачинская средняя школа»(далее – МБОУ
Новорогачинская СШ) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует
общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Новорогачинская средняя школа», разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новорогачинская средняя школа» является частью образовательной программы. Он
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
При формировании учебного плана начального общего образования на 20242025учебный год МБОУ Новорогачинская СШ руководствовалось следующими нормативными
документами:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ;
– Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286);
– Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372);
– приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г. № 08-761
«Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России";
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорогачинская
средняя школа».
Особенности содержания образования
Учебный план МБОУ Новорогачинская СШ, реализующего основную образовательную
программу начального общего образования (далее — учебный план), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план 1-4 классов дает возможность обучающимся освоить стандарты
образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки.
Федеральный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана
МБОУ Новорогачинская СШ, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели
учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
максимальная нагрузка с учётом деления классов на группы;
план комплектования классов.
Учебный план составлен с учетом рекомендаций федерального учебного плана (ФОП НОО от
18.05.2023), по варианту 1: 1класс- 4 класс - 5-ти дневная учебная неделя.

Учебный план сохраняет перечень учебных предметов, количество учебных часов и
предельно допустимую нагрузку, что позволяет обеспечить сохранение единого
образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Учебный план на 2024 - 2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса.
Содержание образования.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план начальной школы направлен на формирование прочных навыков учебной
деятельности, овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической
грамотности, воспитание культуры речи и общения. Обязательная часть учебного плана
включает обязательный набор предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный
язык, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, физическая культура,
технология, основы религиозных культур и светской этики, - что соответствует федеральному
государственному стандарту и обеспечивается программой для начальной школы.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений 1 час выделен на учебный
модуль «ГТО» (1-3 кл.).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в
себя конкретные учебные предметы, отражают:
предметная область «Русский язык и литературное чтение»:
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
предметная область «Иностранный язык»:
Иностранный язык (английский):
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил
речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка
на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
При изучении иностранного языка во II-IV классах предусмотрено деление класса на
две группы (при наполняемости класса 25 человек). Такое деление позволяет создать
эмоционально комфортную обстановку для изучения языка, способствует эффективной
актуализации знаний, развитию речевых, коммуникативных навыков, создаёт условия для
реализации индивидуального подхода с учётом познавательных возможностей обучающихся.
предметная область «Математика и информатика»
(предмет «Математика»):
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и
строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»:
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060)
/ По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной
культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской
культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
(сноска введена Приказом Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060)/
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
В 2023 – 2024 учебном году в рамках курса ОРКСЭ 4-е классы будут изучать модуль
«Основы религиозных культур народов России» (основание – заявления родителей).
предметная область «Искусство»
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Музыка:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
предметная область «Технология» (предмет «Труд (технология):
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
предметная область «Физическая культура»:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений для
удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в 1-3-х классах включен модуль
по физической культуре «ГТО»:
Распределение
часов
компонента
обусловлено
особенностями
основной
образовательной программы образовательного учреждения и образовательными запросами и
потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Организация образовательного процесса.
Начало учебного года – 1 сентября.

Для первого уровня общего образования МБОУ Новорогачинская СШ выбран вариант 1 с
учетом рекомендаций федерального учебного плана (ФОП НОО от 18.05.2023): 1- 4 классы - 5-ти
дневная учебная неделя.
В 1-4х классах начальной школы 13 классов – комплектов.
Начальное образование осуществляется по традиционной системе по УМК – «Школа
России» .
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную
нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами. Продолжительность учебного года на ступени начального общего
образования - 9 месяцев (сентябрь – май); 33 недели в 1-х кл., 34 недели – во 2-4-х. Обучение
ведётся по четвертям.
Начало занятий – 08ч. 00 мин.
Для обучающихся 1-х классов используется «ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии – в сентябре, октябре - по 3 урока аудиторно по 35 минут, в ноябре – декабре - по 4
урока по 35 минут каждый, в январе- мае - продолжительность урока составляет 40 минут.
Продолжительность урока во 2-4 классах - 40 минут.
Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий.
Организация промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Новорогачинская средняя школа».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией.Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
Промежуточная аттестация проводится в переводных классах в апреле - мае без
прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана.
Планируемые
Цель
Классы
результаты
Предметные результаты (1 раз в год)

Сроки

Форма отчета,
ответственные

Стартовая
диагностика
(является
основанием
для
корректировки
учебных программ)

Оценить
готовность к
изучению
отдельных
учебных
предметов
и)
(разделов).

1-4
классы

По
графику
учителя

Текущая
отметка
(проводится
учителем)

Оценить
уровень
достижения
тематически
х
планируемы
х
результатов
по
учебному
предмету.
Провести
аттестацию
обучающихс
я на уровне
основного
общего
образования.

1-4
классы

В
соответств
ии
с рабочей
программо
й учителя

Промежуточная
аттестация
(проводится
учителем)

По итогам
отдельной
части или
всего
объема
материала
учебного
предмета
Внешний мониторинг достижения планируемых результатов
1-4
классы

Форма
Цель
Класс
проведения
ы
Предметные результаты (1 раз в год)
Всероссийские
Оценить
4 классы
проверочные
предметные
работы
результаты
обучающихс
я
Формы промежуточной аттестации
Классы
Учебные предметы
1
Русский язык
1
Математика
2–4-е
Русский язык
2–4-е
Иностранный язык (английский)
2–4-е
Литературное чтение
2–4-е
Математика
2–4-е
Окружающий мир
2–4-е
Музыка
1–4-е
Изобразительное искусство
1–4-е
Труд (технология)
1–4-е
Физическая культура
4-й
ОРКСЭ

Сроки
По
плану
Роспотре
бнадзора
РФ

Соответствую
щая запись в
журнале
и
отметка (кроме 1
классов)
в журнале
Учитель
Отметки в
журнале
(кроме
1
классов)
Учитель

Отметки в
журнале
(кроме 1 классов)
Учитель

Форма отчета,
ответственные
В соответствии
с
приказом
учреждения

Форма
Тестирование
Тестирование
Диктант
Контрольная работа
Проверка навыков работы с текстом
Контрольная работа
Тестирование
Творческая работа
Выполнение рисунков
Творческая работа
Сдача нормативов/тестирование
Тестирование

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Предметная
область

Учебный
предмет

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознани
еи
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика

Технология
Физическая
культура
Итого

Количество часов в неделю
1Б 2А 2Б 2В 3А 3Б 3В 4А
Обязательная часть
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4

1А

4Б

4В

5
4

5
4

0

0

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Окружающий
мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и
светской этики
Изобразительно
е искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

23

23

23

0
0
23
34
78
2

0
0
23
34
78
2

0
0
23
34
78
2

20 20 22 22 22 22 22 22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Учебный модуль ГТО
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21 21 23 23 23 23 23 23
Количество учебных недель
33 33 34 34 34 34 34 34
Всего часов в год
69 69 78 78 78 78 78 78
3
3
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».